https://www.facebook.com/archpriestAndrey словам: "Не служить Литургию - ненормально, но и служить Литургию ради самой Литургии - не менее ненормально".
Это был комментарий к записи: "Если в воскресные дни причащается один священник - не нужна в этом храме Литургия".
Постараюсь объяснить свою позицию. Несомненно, что Божественная литургия совершается не священником или епископом, священнослужитель лишь служитель Таинству. Совершая Литургию в храме, мы приобщаемся к ставшей вневременной и внепространственной Жертве Христовой и вкушаем её плоды, явленные в Сионской горнице. Именно этим и спасаются христиане, помня завет Христов.
Это, как я вижу, первично. Всё остальное: "тайное" поминовение на проскомидии и на Достойно, гласное - на ектении и прочее - лишь дополнение к самому важному, что происходит на Литургии.
Если на Литургии нет причастников - смысл её сводится либо к особому роду поминовения, либо к причащению священнослужителя. Совершать главное ради реализации вторичного мне кажется неправильным. Что же до причащения самого священнослужителя, то это вопрос его личного духовного состояния, не имеющий никакого отношения к духовной жизни общины. Это мои рассуждения о ненормальности служения Литургии без причастников.
Теперь о первоначальном тезисе. Если из раза в раз в храме нет причастников, то я не вижу смысла в столь частом служении Литургии в данном конкретном храме. Конечно же, не священник должен решать, служить ему или нет, но сообщить о проблеме благочинному он может. В настоящее время есть множество приходов, где нет постоянного священника и один пресвитер может спокойно совершать Литургию в нескольких храмах, попеременно посещая в праздничные, субботние и воскресные дни каждый из приходов. В остальных храмах общины могут самостоятельно молиться, а потом уже, приготовившись к Причастию, причаститься все вместе. В таком режиме от священнослужителя будет больше пользы, чем если он будет служить в одном храме, оставляя прочих верующих без Причастия.
Если же храм у священника один и его труды более нигде не востребованы, тогда он, несомненно, должен неопустительно служить в нем Литургию, но вот если народ не стремится к Причастию, то храм может
остаться без священника. Многократно это наблюдал.
Теперь о своём опыте.
На заре своего священнического служения мне приходилось служить на приходе размером 45×35 км. Помимо основного храма у меня было еще 4 храма и одно крупное село, где храм был разрушен. Прямого автобусного сообщения между этими селами не было и я ездил служить по субботам, предпразнествам и попразнествам по селам и деревням, совершая, где это возможно, литургию, а где невозможно - молебны и чин причащения болящих. Постепенно чин причащения болящих я заменил на совершение обедницы с причащением. Составленный мною чин совершается, с некоторыми вариациями, во многих епархиях, включая обе московские. Естественно, что всё это совершалось с благословения архиерея.
В настоящее время у меня 6 сельских храмов. Стараюсь по мере сил успевать служить во всех, но здесь считаю важным выбирать приоритеты по количеству как молящихся, так и причащающихся. Если, например, в одном храме собирается 8 человек на службу, а в другом только двое, тогда воскресный или праздничный день я служу в первом, а во второй стараюсь приехать в будний день или попразнество.
Был в моей жизни очень непростой период, когда я испросил благословение архиерея на служение Литургии практически ежедневно. Мне это очень помогло не сломаться, остаться у Престола Божия. Но именно в это время я убедился, что служение Литургии в одиночестве, без сослужащих и молящихся не может быть нормой. Да, в виде исключения такое допустимо и даже может быть полезным. Но всё же Литургия должна совершаться и с молящимися и с причащающимися.
Впрочем, все подобные проблемы священник должен обсуждать как с благочинным, так и, при необходимости, с архипастырем. Попытки решать свои приходские и духовные проблемы самостоятельно обычно приводят к духовной катастрофе.
Надеюсь, теперь я пространно объяснил свою позицию?
Возвращаясь к ставшими предметом дискуссии в моём блоге
Это был комментарий к записи: "Если в воскресные дни причащается один священник - не нужна в этом храме Литургия".
Постараюсь объяснить свою позицию. Несомненно, что Божественная литургия совершается не священником или епископом, священнослужитель лишь служитель Таинству. Совершая Литургию в храме, мы приобщаемся к ставшей вневременной и внепространственной Жертве Христовой и вкушаем её плоды, явленные в Сионской горнице. Именно этим и спасаются христиане, помня завет Христов.
Это, как я вижу, первично. Всё остальное: "тайное" поминовение на проскомидии и на Достойно, гласное - на ектении и прочее - лишь дополнение к самому важному, что происходит на Литургии.
Если на Литургии нет причастников - смысл её сводится либо к особому роду поминовения, либо к причащению священнослужителя. Совершать главное ради реализации вторичного мне кажется неправильным. Что же до причащения самого священнослужителя, то это вопрос его личного духовного состояния, не имеющий никакого отношения к духовной жизни общины. Это мои рассуждения о ненормальности служения Литургии без причастников.
Теперь о первоначальном тезисе. Если из раза в раз в храме нет причастников, то я не вижу смысла в столь частом служении Литургии в данном конкретном храме. Конечно же, не священник должен решать, служить ему или нет, но сообщить о проблеме благочинному он может. В настоящее время есть множество приходов, где нет постоянного священника и один пресвитер может спокойно совершать Литургию в нескольких храмах, попеременно посещая в праздничные, субботние и воскресные дни каждый из приходов. В остальных храмах общины могут самостоятельно молиться, а потом уже, приготовившись к Причастию, причаститься все вместе. В таком режиме от священнослужителя будет больше пользы, чем если он будет служить в одном храме, оставляя прочих верующих без Причастия.
Если же храм у священника один и его труды более нигде не востребованы, тогда он, несомненно, должен неопустительно служить в нем Литургию, но вот если народ не стремится к Причастию, то храм может
остаться без священника. Многократно это наблюдал.
Теперь о своём опыте.
На заре своего священнического служения мне приходилось служить на приходе размером 45×35 км. Помимо основного храма у меня было еще 4 храма и одно крупное село, где храм был разрушен. Прямого автобусного сообщения между этими селами не было и я ездил служить по субботам, предпразнествам и попразнествам по селам и деревням, совершая, где это возможно, литургию, а где невозможно - молебны и чин причащения болящих. Постепенно чин причащения болящих я заменил на совершение обедницы с причащением. Составленный мною чин совершается, с некоторыми вариациями, во многих епархиях, включая обе московские. Естественно, что всё это совершалось с благословения архиерея.
В настоящее время у меня 6 сельских храмов. Стараюсь по мере сил успевать служить во всех, но здесь считаю важным выбирать приоритеты по количеству как молящихся, так и причащающихся. Если, например, в одном храме собирается 8 человек на службу, а в другом только двое, тогда воскресный или праздничный день я служу в первом, а во второй стараюсь приехать в будний день или попразнество.
Был в моей жизни очень непростой период, когда я испросил благословение архиерея на служение Литургии практически ежедневно. Мне это очень помогло не сломаться, остаться у Престола Божия. Но именно в это время я убедился, что служение Литургии в одиночестве, без сослужащих и молящихся не может быть нормой. Да, в виде исключения такое допустимо и даже может быть полезным. Но всё же Литургия должна совершаться и с молящимися и с причащающимися.
Впрочем, все подобные проблемы священник должен обсуждать как с благочинным, так и, при необходимости, с архипастырем. Попытки решать свои приходские и духовные проблемы самостоятельно обычно приводят к духовной катастрофе.
Надеюсь, теперь я пространно объяснил свою позицию?
Записи из этого журнала по тегу «мысли»
-
мнение
Так как тело не важнее души, то, мне кажется, недопустимы и методы лечения, направленные на исцеление, но пагубно действующие на душу. Я не о…
-
Мысли
Просили как-то оформить мысли из одного диалога. Сейчас попробую. Настоятель, как старший пресвитер, должен всю свою жизнь посвятить тому, чтобы…
-
Пасхальное нашествие "захожан"
Если мы, пресвитеры Церкви, не только допускаем на Пасху "внешних", но и смиренно принимаем от них благословение в словах "и духови…
Комментарии
Иерея Григория
Лидии
Марии
воина Николая
Александра
Ирины
Валентина
Антонины
О здравии:
отр. Марины
отр.Сергия
Илии
Наталии
Иулии
Анастасии
Ольги
Татианы
Романа
Ирины
Благодарю,…
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот…
НИКОЛАЯ
Спасибо,отче!