archpriest Andrey (chudo_iva) wrote,
archpriest Andrey
chudo_iva

Categories:

О служении Литургии

Возвращаясь к ставшими предметом дискуссии в моём блоге https://www.facebook.com/archpriestAndrey словам: "Не служить Литургию - ненормально, но и служить Литургию ради самой Литургии - не менее ненормально".
Это был комментарий к записи: "Если в воскресные дни причащается один священник - не нужна в этом храме Литургия".

Постараюсь объяснить свою позицию. Несомненно, что Божественная литургия совершается не священником или епископом, священнослужитель лишь служитель Таинству. Совершая Литургию в храме, мы приобщаемся к ставшей вневременной и внепространственной Жертве Христовой и вкушаем её плоды, явленные в Сионской горнице. Именно этим и спасаются христиане, помня завет Христов.

Это, как я вижу, первично. Всё остальное: "тайное" поминовение на проскомидии и на Достойно, гласное - на ектении и прочее - лишь дополнение к самому важному, что происходит на Литургии.

Если на Литургии нет причастников - смысл её сводится либо к особому роду поминовения, либо к причащению священнослужителя. Совершать главное ради реализации вторичного мне кажется неправильным. Что же до причащения самого священнослужителя, то это вопрос его личного духовного состояния, не имеющий никакого отношения к духовной жизни общины. Это мои рассуждения о ненормальности служения Литургии без причастников.

Теперь о первоначальном тезисе. Если из раза в раз в храме нет причастников, то я не вижу смысла в столь частом служении Литургии в данном конкретном храме. Конечно же, не священник должен решать, служить ему или нет, но сообщить о проблеме благочинному он может. В настоящее время есть множество приходов, где нет постоянного священника и один пресвитер может спокойно совершать Литургию в нескольких храмах, попеременно посещая в праздничные, субботние и воскресные дни каждый из приходов. В остальных храмах общины могут самостоятельно молиться, а потом уже, приготовившись к Причастию, причаститься все вместе. В таком режиме от священнослужителя будет больше пользы, чем если он будет служить в одном храме, оставляя прочих верующих без Причастия.
Если же храм у священника один и его труды более нигде не востребованы, тогда он, несомненно, должен неопустительно служить в нем Литургию, но вот если народ не стремится к Причастию, то храм может
остаться без священника. Многократно это наблюдал.

Теперь о своём опыте.

На заре своего священнического служения мне приходилось служить на приходе размером 45×35 км. Помимо основного храма у меня было еще 4 храма и одно крупное село, где храм был разрушен. Прямого автобусного сообщения между этими селами не было и я ездил служить по субботам, предпразнествам и попразнествам по селам и деревням, совершая, где это возможно, литургию, а где невозможно - молебны и чин причащения болящих. Постепенно чин причащения болящих я заменил на совершение обедницы с причащением. Составленный мною чин совершается, с некоторыми вариациями, во многих епархиях, включая обе московские. Естественно, что всё это совершалось с благословения архиерея.

В настоящее время у меня 6 сельских храмов. Стараюсь по мере сил успевать служить во всех, но здесь считаю важным выбирать приоритеты по количеству как молящихся, так и причащающихся. Если, например, в одном храме собирается 8 человек на службу, а в другом только двое, тогда воскресный или праздничный день я служу в первом, а во второй стараюсь приехать в будний день или попразнество.

Был в моей жизни очень непростой период, когда я испросил благословение архиерея на служение Литургии практически ежедневно. Мне это очень помогло не сломаться, остаться у Престола Божия. Но именно в это время я убедился, что служение Литургии в одиночестве, без сослужащих и молящихся не может быть нормой. Да, в виде исключения такое допустимо и даже может быть полезным. Но всё же Литургия должна совершаться и с молящимися и с причащающимися.

Впрочем, все подобные проблемы священник должен обсуждать как с благочинным, так и, при необходимости, с архипастырем. Попытки решать свои приходские и духовные проблемы самостоятельно обычно приводят к духовной катастрофе.

Надеюсь, теперь я пространно объяснил свою позицию?
Tags: Причастие, Церковь, мысли, обсуждение, ошибки пастырей, причастие, причащение, работа над ошибками, разное, таинство
Subscribe

Posts from This Journal “мысли” Tag

  • мнение

    Так как тело не важнее души, то, мне кажется, недопустимы и методы лечения, направленные на исцеление, но пагубно действующие на душу. Я не о…

  • Мысли

    Просили как-то оформить мысли из одного диалога. Сейчас попробую. Настоятель, как старший пресвитер, должен всю свою жизнь посвятить тому, чтобы…

  • Пасхальное нашествие "захожан"

    Если мы, пресвитеры Церкви, не только допускаем на Пасху "внешних", но и смиренно принимаем от них благословение в словах "и духови…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments