Проповедь Предтечи Господня Иоанна была проповедью о покаянии. Это был призыв к покаянию, и вот начало проповеди Христовой - говорит о том же - покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Именно с покаяния должна начинаться наша с вами духовная жизнь. Царствие Небесное, как мы помним, внутри нас возрастает и внутри нас созревает и из нашего сердца простирается в вечность. А раз Царствие Небесное возрастает в нас, тогда значит, что покаяние должно очистить и приготовить почву для того, чтобы Божия благодать, поселяясь в нашем сердце, не погибла, не засохла, но принесла многократный плод. Вот именно с покаяния должна начаться наша духовная жизнь. Поэтому в дни святого Богоявления мы особо говорим о покаянии; вроде бы дни радости, дни, когда мы должны веселиться о том, что Господь пришел в мир и явил нам Себя, и даровал нам спасение в Самом Себе. Однако же, эта радость не должна быть радостью бесплодной, не должна быть радостью бессмысленной. Эта радость должна говорить нам о самом важном - о том, что, хотя Царство Господне пришло к нам, но, несмотря на это, мы должны еще суметь принять это Царство Божие в свое сердце, то есть для нашего с вами спасения требуется приготовление, и Господь говорит: «Покайтеся, приблизилось Царствие Небесное!». Приблизилось Царствие Небесное, в чем же должно заключаться наше покаяние? Истинное покаяние заключается в том, чтобы возненавидеть грех, осудить этот грех, сделать грех чуждым нашей природе. Как часто бывает, что мы уже оставили какую-то греховную привычку, оставили какую-то свою страсть, однако это совершенно не мешает нам оправдывать свои поступки. Мы говорим, что тот или мной поступок, который мы совершили - ложь, хитрость, осуждение, и более, может быть, какие-то тяжкие грехи - они были оправданы в тот или иной момент нашей жизни. И когда мы таким образом говорим, или даже не говорим, но просто думаем - значит, мы еще имеем в сердце своем причастность ко греху; значит, наше покаяние еще не очистило нашу душу; значит, наше покаяние неполноценно. Только в ту душу, которая совершенно оставила даже какое-то оправдание греху, какое-то оправдание своей страсти, может войти Божия благодать и принести пользу душе. Однако же мы часто получаем пользу, даже не раскаявшись во всех грехах. Почему? Да потому, что милосердный Господь, каждому из нас желая спасения, по нашему малому усердию, по нашим слабым молитвам все равно дает ту степень Божией благодати, которую мы можем принять. Для чего? Для того, чтобы укрепить нас. Когда мы занимаемся огородом ,мы ведь не можем полить большой участок земли - полить так, чтобы обходиться совсем без дождя. Не можем, но понемногу, понемногу, чтобы не погибли все наши сеяния, поливаем по мере своих сил, ожидая сильного дождя от Господа. Вот так и Господь, ожидая от нас с вами глубокого покаяния, чтобы совсем не погибли ростки духовности в нашем сердце, поливает своей благодатию Сам, укрепляет нас, но ждет, ждет от нас изменения нашего отношения - и к себе самим, и к Богу, и к нашему духовному совершенствованию. Почему часто бывает, что проходит год, два, три, пять и более лет и человек ходит в храм, молится и понимает, что его духовный уровень замер на каком-то одном состоянии, что выше он не поднимается? Почему? Да потому чаще всего это бывает, что мы не готовы отказаться от наших страстей и грехов, чтобы дальше подойти к Богу. Ведь на начальном этапе, когда мы пришли к Богу, что мы сделали? Мы отказались от многих и многих страстей, мы изменили свою жизнь и получили Божию благодать, а потом проходит время - и дальше ничего не меняется. Почему? Потому что дальше у нас не хватает решимости меняться, не хватает решимости стать другими. Возьмем великих святых, преподобных отцев. Как они изменили свою жизнь, они ведь от всего отказались, полностью от всего, ушли в пустыню, многие ушли в удаленные монастыри, соблюдали строгий пост, вели жизнь высокодуховную, всецело посвятив свою жизнь Христу - и вот тогда они стяжали особую благодать. Но ведь благодать Божия - она всегда особая для каждого из нас, то есть. в ту меру, в которую мы готовы очистить свое сердце, в ту меру, в которую мы готовы покаяться, в ту меру, в которую мы готовы предать себя в руки Божии - не самим жить, но чтобы Господь жил и царствовал в наших сердцах - в ту меру Господь приходит и поселяется в нашем сердце. Мы не хотим, или боимся, или не можем подняться выше, нежели есть, и тогда мы останавливаемся на одном каком-то уровне и не поднимаемся выше, и не становимся ближе к Богу. Почему? Потому, что сами не готовы к этому. Но Господь напоминает нам - Царство Божие приблизилось. Приблизилось - и многие из нас не смогут спастись по причине собственной греховности, потому что страсти и грехи дороже, нежели Господь. А такое с нами бывает - мы так возлюбим порой какие-то свои страсти, что не представляем себе жизнь без этой страсти, и она заменяет нам Бога. Не полностью, конечно же, не полностью, но в какой-то степени это происходит, какая-то часть нашей души - она пуста, она без Бога. И эта пустота и есть погибель. Эта пустота и есть то состояние, которое нас ввергает во тьму кромешную, о которой говорит Господь, что там есть плач и скрежет зубов. Плач и скрежет - прежде всего, от того, что мы не можем уже ничего изменить, мы не можем исправиться, мы не можем стать иными, у нас уже нет тела - того инструмента, который меняет очень многое. Как ведь многое в человеке зависит от тела! Вот бывает человеку комфортно - и на душе легко. Бывает - человек наелся и молиться уже не хочет, а бывает - постится и, наоборот, от поста возникает стремление, желание молиться. Нет этого инструмента у человека, который уже ушел в вечность и перед лицом этой вечности человек осознает, что грехи и страсти остались, а исправиться он уже не может - вот это и есть погибель. И Господь перед лицом вечности напоминает нам: «Покайтесь!», то есть изменитесь, станьте иными, станьте людьми, которые готовы принести себя целиком в жертву Богу. Если мы себя не принесем в жертву, если мы не возьмем свой крест и не последуем вслед за Христом, если мы не будем распяты на этом кресте - тогда, значит, мы и не удостоимся спасения. Царство Божие, как говорит Писание, силою берется и только те, что прилагает эту силу, получают его. Чем больше мы трудимся - тем ближе мы к Богу. Но трудиться нужно правильно и начало нашим трудам - это покаяние, то есть осознание того, что в нас неправильно, что в нас отдаляет нас от Христа, и от этого мы должны отказаться, и это должно стать чуждым для нас, а не Господь. Господь должен стать прибежищем, отрадой, покоем для нас, чтобы в Боге начиналась наша жизнь и в Боге заканчивалась; чтобы с утра мы начали жизнь во Христе с молитвой, со словом Божиим, чтением духовных книг, с поступками, которые следуют из жизни христианской, поступками по отношению к Богу, по отношению к ближнему; чтобы в ближнем мы тоже видели Христа и не обижали его, и наоборот - всячески помогали. И вот когда мы таким образом будем жить до самого вечера, а вечером разберем свою жизнь, подумаем, в чем мы были неправы за тот день, принесем покаяние за это, и на следующий день постараемся больше так не поступать, и так день за днем - мы войдем в вечность, в Царствие Небесное, которое приблизилось ныне для каждого из нас. Аминь.
Леночке спасибо за расшифровку и правку.
Comments
посмотрите, мож отредактировать надо
имхо