archpriest Andrey (chudo_iva) wrote,
archpriest Andrey
chudo_iva

Вера Закхея

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
В прошлое воскресенье мы слышали, как слепец взывал ко Господу, просил исцеления и получил его. Но исцеление тела не всегда исцеляет душу, и вот следующий евангельский пример - как Господь исцеляет душу человека. Был некий Закхей, как сказано в Писании, «старием мытарем», то есть «начальником налоговой инспекции», то есть человеком, занимающим достаточно высокую должность. О нем сказано, что он был богат. И вот богатый, влиятельный человек, имеющий большую власть, видимо, имел не совсем чистую совесть. Его совесть в чем-то обличала, он понимал, что его жизнь в чем-то неправильная и хотел изменить свою жизнь. И вот мы видим, как он поступил, когда услышал о том, что Христос пришел; о том, что Христос проходит мимо его дома. Он пожелал увидеть Христа. Не так, как сейчас власть имущие зовут к себе священников, епископов, говорят: «Приди ко мне, я дам тебе денег, я помогу с восстановлением храма, пожертвую на епархию, приходи, побеседуем»... А вот Закхей сам решил прийти ко Христу. Он не стал никого призывать, он не стал кичиться своей властью - он смиренно пожелал увидеть Христа. Но вокруг Христа было много людей, а он сам был маленького роста, и что же он решил сделать? Он решил залезть на дерево и с дерева посмотреть на Христа. Вы можете себе представить начальника милиции, начальника налоговой инспекции, мэра, губернатора, президента, который в своих духовных стремлениях полезет на дерево, влезет на скалу? Если такие случаи и бывают, то крайне и крайне редко. А вот Закхей, пожертвовав своим величеством, тем уважением, которое он вызывал среди людей, рискуя тем, что над ним будут смеяться, что о нем будут рассказывать анекдоты - он все же решился на этот шаг - настолько для него важно было обретение какого-то духовного мира, духовного покоя. И он получил большее. Господь говорит: «Закхей, слезь с дерева и мы пойдем к тебе домой». И вот Христос зашел к человеку, который все-таки среди народа считался, хотя и уважаемым, но предателем. Почему предателем? Мытари, то есть налоговые служащие, собирали деньги для Рима - для империи, которая поработила иудеев. А раз она поработила иудеев, то, естественно, в среде еврейской всякое сотрудничество с имперской властью было преступлением, а самое главное, самое плохое было то, что мытари как раз собирали налоги, собирали деньги. Даже сейчас, наверное, никто не любит налоговых инспекторов, как никто не любит и платить налоги. И вот налоговые инспекторы, не знаю, как сейчас, но в то время часто могли пользоваться своей властью для собственного богатства и, пользуясь этим богатством, они приобретали дополнительную власть, то есть жили, в общем-то, как и нынешние чиновники, когда власть порождает богатство, а богатство приумножает власть. И вот это происходило и с Закхеем. И когда он понял, что Христос пренебрегает его грехами, пренебрегает его немощами и заходит к нему в дом, он сказал: «Я половину своего богатства отдам нищим, а кого чем обидел - воздам им в четыре раза больше, нежели чем обидел». Так можно ведь и разориться, если обидишь многих - они придут, в четыре раза больше получат и денег не хватит даже половину нищим раздать, если каждого обиженного будешь вот таким образом утешать. Видимо, все-таки Закхей был честным человеком, насколько это возможно при его должности. Видимо, у него хватало денег, чтобы и на семью осталось, и компенсировать свои какие-то недобрые дела по отношению к людям, и еще половину раздать нищим. Вот таким вот образом Закхей приобрел спасение, как Господь говорит: «Спасение тебе и всему дому быть». То есть человек обрел то, чего искал. Вот он искал утешения, мира душе своей - и он нашел это и нашел не во лжи какой-то, не в каком-то самозабвенном угаре, как некоторые стремятся к каким-то должностям, к власти, к развлечениям, к излишнему просмотру телевизора, к излишним пересудам, к осуждению - и вот в этом состоянии они губят свою душу. А вот Закхей обрел самое важное - обрел Христа, обрел смысл жизни. Так и мы, если мы самым главным в своей жизни поставим веру и ради своей веры каждый наш поступок будет прежде всего актом веры. А уже потом мы будем задумываться, как другие отнесутся к нашим поступкам. Ведь как часто бывает? Вот, к примеру, мы, христиане, знаем, что аборт - это страшное преступление. Но вот слышим в разговоре, что та или иная женщина собралась делать аборт или сделала аборт - и редко когда начинаем говорить: «зачем же ты убиваешь своего ребенка, зачем же ты совершаешь такое преступление», или, если она уже это совершила: «задумайся, что ты сделала, ты ведь убила ребенка и свою душу этим убила». Как редко мы это можем сказать. Почему? Потому, что в обществе не принято осуждать тех, кто делает аборты. В некоторых случаях, конечно, осуждают таких людей, но чаще всего находят причину - вот она бедная, у них семья и так большая, да она без мужа, и сто разных причин находят - на самом деле ни одной важной, потому что убийство - оно всегда остается убийством, что бы человек ни совершал, какие бы ни были оправдания, убийство остается убийством. Вот даже раньше воины, приходя с войны, на некоторое время отлучались от причащения, чтобы, вновь восстановив свою душу в мире с самим собой, а главное - с Богом, они могли достойно причащаться. Почему так? Потому, что любое убийство, даже оправданное, допустим, защитой на войне своей родины - все равно остается убийством и оно все равно наносит рану душе. Да, нельзя воина, защитника назвать убийцей - нет, это будет неправильно. Но все равно душа его бывает изранена этим. И часто бывает, что пришедший с войны не может никак успокоиться - он продолжает войну в своей душе, он продолжает воевать. Для него уже и цена человеческой жизни иная, и жизнь совсем становится неинтересной, пресной, ведь там он был героем, там он совершал ежедневно на войне героические поступки, а здесь он становится простым обывателем, он должен работать на простой работе, он должен зарабатывать для семьи, он внешне ничем не отличается от других людей, он не носит военную форму - и это тоже не всякий человек легко может перебороть, для этого тоже нужно время и для этого нужна духовная помощь этому человеку. Что же касается поступка Закхея, когда он был готов раздать всё, что у него есть, то подобный пример в сегодняшний день дает нам святая блаженная Ксения Петербургская. Ведь Ксения Петербургская после смерти своего супруга - ей было 26 лет всего, - но она всецело посвятила свою жизнь Богу. Детей у них не было, она свое имущество всё раздала нищим, раздала малоимущим, сама осталась в одной одежде и прожила всю свою жизнь в нищете, ночуя на улице, в молитве все время, всю ночь клала поклоны, не имела никогда двух одежд - когда уже истлевала одна одежда, то она брала как милостыню самую дешевую, самую простую одежду, которую ей давали. Не принимала деньги как милостыню - только копейки, которые тоже раздавала неимущим. Сначала, конечно, над ней смеялись, сначала ее не любили, насмехались, дети обижали ее, но потом, когда люди увидели, что она не просто больная на голову - она действительно свой разум, всё отдала Господу, она стала юродивой Христа ради. И люди, увидев это, стали ее почитать, увидели, что она и прозорливая, и что она своей молитвой может исцелить больного от какой-то болезни, стали ее уважать и почитать. Она могла бы собирать деньги и раздавать неимущим, но она не принимала этого, потому что пожертвовать можно и через других людей, и самому можно дать неимущему. А блаженная Ксения несла иной подвиг - подвиг молитвы за всех нас, и эта молитва до сих пор помогает людям, до сих пор на ее могилу на Смоленское кладбище Санкт-Петербурга приезжает множество и множество людей, много людей приходит на ее могилу, там построена часовня; многие приходят в Смоленский храм, который тайно от всех помогала строить блаженная Ксения - ночью она поднимала на леса кирпичи. Это ведь самый большой труд - поднять кирпичи на большую высоту. В то время не было моторов, не было электрических лебедок, это был большой труд, и блаженная Ксения этот труд брала на себя. Вся Россия, да и весь мир почитает эту великую святую. Кстати, хотелось бы сказать, что появились шарлатаны, наживающиеся на ее имени. Они предлагают за деньги подать письмо блаженной Ксении. Якобы по прочтении этого письма, есть такое предание, что раньше носили туда записки с просьбами и блаженная Ксения исполняла эти просьбы. Но ведь просьбы бывают разные, часто наши просьбы, наоборот, лучше не исполнять. Поэтому, когда из тридцати просьб одна, но правильная исполнилась, то стали говорить - «ну всё, блаженная Ксения исполняет все просьбы», и сейчас специальные есть люди, которые публикуют информацию о различного рода чудесах и предлагают - давайте мы Ваше письмо отнесем блаженной Ксении, а вы заплатите нам деньги. Даже вот это шарлатанство, этот обман свидетельствуют о том, что в народе блаженная Ксения является очень почитаемой. Люди малоцерковные знают о ней, слышали о ней, и раз для них передать записочку блаженной Ксении имеет значение - тогда могут существовать подобные шарлатаны. Но мы не нуждаемся, конечно же, в этом. Если мы с вами не можем поехать к блаженной Ксении, то мы можем помолиться ей здесь. А Господь каждую нашу молитву блаженной Ксении примет и сделает так, чтобы Ксения Петербургская услышала эту молитву и помолилась о нас, чтобы она молилась о том, чтобы наши с вами нужды были исполнены - те нужды, которые действительно необходимы нам. Как мы в молитве «Отче наш» просим - «хлеб насущный дай нам на этот день», - то есть просим то, что есть насущное, то есть необходимое для нас, так точно и будем просить: «Святая блаженная мати Ксения, помоги нам обрести то, что необходимо для нашей души и то, что необходимо в нашей земной жизни, что не препятствует нашему спасению. Господи, прими сию молитву, донеси её Блаженной Ксении, пускай и она помолится о нас. Пускай, Господи, молитва праведного будет принята, а наша слабая и грешная молитва будет свидетельством того, что мы уверовали, что мы веруем, и надеемся, и уповаем на помощь Твою, Господи, и на молитвы святых Твоих. Аминь.
Tags: аудио буквами, проповедь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments