Вероятно, это последняя запись под этим тэгом, Елена вряд ли сможет продолжить расшифровку моих проповедей.
___________
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Вот мы вновь на пороге Великого Поста. И вновь нам Евангелие напоминает о том, как человек может пасть, даже будучи человеком духовным, имеющим определенные дары Божией Благодати. Ведь блудный сын из евангельской притчи - он же обладал величайшими дарами от своего отца. Так и каждый из нас, верующий человек, имеет определенные дары от Бога. И вот захотел человек этими дарами воспользоваться вне жизни с отцом, выбрал он иной путь. Какой путь выбрал? Он ушел в другую страну и стал жить там, прожигая свое имущество, прожигая те дары, которые он получил от отца - живя блудно. И вот, когда он разорил все свое имущество, когда он обеднел, когда он дошел до того, что стал нуждаться в пропитании и для него было приятным то питание, которое получали свиньи, которых он пас, но и его он не получал, то есть он жил впроголодь - он решил вернуться к отцу. Не то ли и с нами происходит?
Пока мы живем в благополучии, пока у нас вроде бы все хорошо, не начинаем ли мы потихоньку забывать о Боге? Нет, не совершено забывать. Может быть, и этот блудный сын тоже помнил о своем отце; может быть, он вспоминал его с благодарностью, однако же жил по собственным похотям - как и с нами бывает. Мы говорим: «Слава Богу, что у нас есть то», «Слава Богу, что нам Господь даровал детей, внуков, счастье, пенсию, работу» - благодарим Господа за это, а сами живем, презирая Божии заповеди, пребывая вне Божией благодати, разоряя и расточая дары Божии, которые получили. Бывает же с нами такое? Бывает. К сожалению, часто наша жизнь только в этом и заключается - чтобы то, что Господь нам даровал, мы использовали без пользы. А как можно использовать с пользой? Второй сын, как мы помним из этой притчи, оставался в доме отца и в доме отца трудился, не получая ничего, вроде бы, в замен. Но при этом преумножал имущество отца, которое ему же и должно было достаться. Так и мы - только тогда, когда наша жизнь целиком принадлежит Богу, когда наша душа не уходит на большую часть дня от Бога - утром помолились, прочитали утренние молитвы, и удалились от Бога - и дальше живем по похотям сердца своего. Проходит месяц, два такой жизни - и мы чувствуем, что мы совсем ушли от Бога. Что же нам остается делать? Есть два пути. Первый путь - это путь, который мог бы избрать блудный сын, если бы он был похож на нас. Он мог бы прийти тайно, залезть в дом отца - знал же, какие замки где, - украсть немного денег и убежать. Мог? Мог. Сделал он это? Нет, не сделал, но мог так поступить. Вот мы примерно так и поступаем. Мы знаем, что нужно, чтобы успокоить свою совесть и чтобы получит кусочек благодати. Мы знаем. что если прочитать канон какой-нибудь или акафист - нам станет легче и Господь поможет нам. И вот мы так хитро, без полного покаяния, без исправления - мы чуть-чуть помолимся, что-то сделаем, получили - и убежали опять. И опять скитаемся и прожигаем имение, живя блудно, ведь в писании чаще всего под словом «блуд» подразумевается духовный блуд - то есть, когда сердце наше удаляется от Бога, когда сердце наше становится прибежищем всякого рода страстей. А страстей у нас бывает много разных - и осуждение, и злоба, а самая главная из наших страстей - это развлечение. О чем только не думаем, о чем только не мечтаем - всю жизнь свою вспомним - что было с детства, что было в юности, что было в средние годы - все вспомним, передумаем - и так проходит день, в мечтаниях. А если наших мечтаний мало - возьмем еще какую-нибудь художественную книгу, посмотрим какой-нибудь фильм, сериал, поплачем над этим всем - лишь бы не с Богом быть. Ну вот, подходит время поста. А в пост Господь всем нам даст испытания. Испытания Он эти даст не для того, чтобы помучить нас, а чтобы обратить нас вновь к Себе. Вот в той стране, как мы в Евангелии слышали, где жил блудный сын, начался голод. Вот такой же голод будет везде, кроме обитающих с Богом. Чем мы дальше от Бога - тем нам будет больнее и тяжелее во время поста, чем мы ближе к Богу - тем постом нам будет легче. Почему, как только наступает Великий пост, начинаются испытания? Да потому, что без Бога прожить это время нельзя. Это особое время - время, когда человек должен пересмотреть всю свою жизнь. Это время, когда Господь дает возможность исправиться и покаяться каждому из нас. Вот воспользуемся этим - спасемся. Не воспользуемся - погибнем или так и будем ворами, которые будут по кусочку урывать Божию благодать. Но ведь рано или поздно это может закончиться, может наступить момент, что мы уже не сможем покаяться. Вот знаете, есть преступники - наверное, кто-то из вас знает таких преступников. Эти преступники живут среди нас. Это люди, которые не могут раскаяться в своих грехах. Многие говорят: «Да, я вот сделала аборт - а у меня не было выбора». То есть, человек убил своего ребенка - одного, двоих, троих, пятерых, сотню. Разве делают сто абортов? Делают. Ставят спирать и вот практически ежемесячно аборт - можно сотню своих детей убить, можно больше - но нет покаяния в этом. То есть, мы готовы осудить Гитлера. Сталина, любого какого-нибудь политического преступника - а то, что своих детей убиваем, не можем в этом покаяться. И вот есть люди, которые уже не могут покаяться в таких грехах, вот уже полное окаменение - вот человек уже стал преступником, который не может раскаяться. Дай Бог покаяния всем нам - но не будем осуждать того, кто, вне Христа живя, вне Бога не может покаяться в своих грехах. Потому что, если мы внимательно посмотрим в свои души, мы заметим - и там есть такие же грехи, в которых мы никак не можем раскаяться. Мы даже не можем порой осознать, что это грех. Задумаемся и постараемся это исправить. Накануне Великого поста постараемся все-таки честно поступить, как честно поступил блудный сын. Ведь блудный сын поступил наиболее правильно. Он, когда стал нуждаться, он пошел и стал проситься - возьми меня слугой, возьми меня наемным работником - обратился к отцу. Это мы с вами хитрые - мы знаем, что будет, если мы обратимся: «Господи, прими нас как рабов своих» - мы знаем, что Господь нас примет как детей своих, причастит, Господь дарует нам Свою благодать. Мы-то знаем - но он-то не знал, он шел с чистым сердцем, желая быть наемным работником. А мы уж не известно, хотим быть наемными работниками или нет. Мы-то ведь порой сами не знаем, чего мы хотим Мы единственное, чего хотим - это покоя и уюта, чтобы в нашем сердце было тихо и спокойно. Но тихо и спокойно может быть только в двух местах. Тихо и спокойно в болоте, которое затягивает всех - и опять тихо и спокойно; и тихо и спокойно трупу - вот ему тихо и спокойно, ему уже все равно, что с ним делают, он уже покойник. Вот если наши души умрут, тогда нам станет тихо и спокойно. Вот если мы уже перестанем быть христианами - значит, в нашей душе наступит тишь и покой. А пока мы живы - мы должны идти вслед за Христом, а идти вслед за Христом, Господь говорил, можно только неся свой крест, а это значит - обиды, оскорбления, тяготы не только свои, а тяготы своих соседей, своих близких, всех тех, кому мы можем помочь - мы должны им помочь. И тогда мы сможем честно стать хотя бы немого ближе к Богу. А чтобы еще ближе быть к Богу, нам нужно покаяться в своих грехах. Как блудный сын покаялся и пришел к отцу, так и мы должны покаяться и прийти к Богу. И ведь опять же, вспомните, второй сын как говорит, что он постоянно трудился в доме отца - так и мы придем и должны помнить: да, пришло время покаяния. Мы покаялись, Господь даровал нам Свою благодать – это тот пир, где тельца упитанного закололи – даровал Свою благодать, а дальше, наутро, блудный сын встал и пошел трудиться, трудиться в доме отца. Так и мы должны осознавать, что после покаяния, после причащения дальше предстоит нам труд - труд ежедневный, борьба с искушениями, помощь ближнему - и молитва, молитва и молитва. Не только утренние и вечерние молитвы, но молитвы в течение дня, Иисусова молитва, можно «Отче наш» много раз читать, Богородицу просить: «Господи, помилуй», «Пресвятая Богородица, заступить перед Сыном Своим»,
ко всем святым молиться, своим святым покровителям, в честь которых нас крестили, нужно молиться и просить чтобы они помогли нам, избавили нас от страстей, очистили нас своими молитвами. И так и будем молиться друг за друга, будем молиться о тех, кто нуждается в нашей молитве. Будем молиться о том, просить, чтобы Господь принял наши молитвы, будем просить святых, чтобы их молитвы также неустанно возносились о нас - грешных и недостойных и блудных чадах Отца нашего небесного. Аминь.