archpriest Andrey (chudo_iva) wrote,
archpriest Andrey
chudo_iva

О блуднем


Вероятно, это последняя запись под этим тэгом, Елена вряд ли сможет продолжить расшифровку моих проповедей.
___________

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Вот мы вновь на пороге Великого Поста. И вновь нам Евангелие напоминает о том, как человек может пасть, даже будучи человеком духовным, имеющим определенные дары Божией Благодати. Ведь блудный сын из евангельской притчи - он же обладал величайшими дарами от своего отца. Так и каждый из нас, верующий человек, имеет определенные дары от Бога. И вот захотел человек этими дарами воспользоваться вне жизни с отцом, выбрал он иной путь. Какой путь выбрал? Он ушел в другую страну и стал жить там, прожигая свое имущество, прожигая те дары, которые он получил от отца - живя блудно. И вот, когда он разорил все свое имущество, когда он обеднел, когда он дошел до того, что стал нуждаться в пропитании и для него было приятным то питание, которое получали свиньи, которых он пас, но и его он не получал, то есть он жил впроголодь - он решил вернуться к отцу. Не то ли и с нами происходит?

Пока мы живем в благополучии, пока у нас вроде бы все хорошо, не начинаем ли мы потихоньку забывать о Боге? Нет, не совершено забывать. Может быть, и этот блудный сын тоже помнил о своем отце; может быть, он вспоминал его с благодарностью, однако же жил по собственным похотям - как и с нами бывает. Мы говорим: «Слава Богу, что у нас есть то», «Слава Богу, что нам Господь даровал детей, внуков, счастье, пенсию, работу» - благодарим Господа за это, а сами живем, презирая Божии заповеди, пребывая вне Божией благодати, разоряя и расточая дары Божии, которые получили. Бывает же с нами такое? Бывает. К сожалению, часто наша жизнь только в этом и заключается - чтобы то, что Господь нам даровал, мы использовали без пользы. А как можно использовать с пользой? Второй сын, как мы помним из этой притчи, оставался в доме отца и в доме отца трудился, не получая ничего, вроде бы, в замен. Но при этом преумножал имущество отца, которое ему же и должно было достаться. Так и мы - только тогда, когда наша жизнь целиком принадлежит Богу, когда наша душа не уходит на большую часть дня от Бога - утром помолились, прочитали утренние молитвы, и удалились от Бога - и дальше живем по похотям сердца своего. Проходит месяц, два такой жизни - и мы чувствуем, что мы совсем ушли от Бога. Что же нам остается делать? Есть два пути. Первый путь - это путь, который мог бы избрать блудный сын, если бы он был похож на нас. Он мог бы прийти тайно, залезть в дом отца - знал же, какие замки где, - украсть немного денег и убежать. Мог? Мог. Сделал он это? Нет, не сделал, но мог так поступить. Вот мы примерно так и поступаем. Мы знаем, что нужно, чтобы успокоить свою совесть и чтобы получит кусочек благодати. Мы знаем. что если прочитать канон какой-нибудь или акафист - нам станет легче и Господь поможет нам. И вот мы так хитро, без полного покаяния, без исправления - мы чуть-чуть помолимся, что-то сделаем, получили - и убежали опять. И опять скитаемся и прожигаем имение, живя блудно, ведь в писании чаще всего под словом «блуд» подразумевается духовный блуд - то есть, когда сердце наше удаляется от Бога, когда сердце наше становится прибежищем всякого рода страстей. А страстей у нас бывает много разных - и осуждение, и злоба, а самая главная из наших страстей - это развлечение. О чем только не думаем, о чем только не мечтаем - всю жизнь свою вспомним - что было с детства, что было в юности, что было в средние годы - все вспомним, передумаем - и так проходит день, в мечтаниях. А если наших мечтаний мало - возьмем еще какую-нибудь художественную книгу, посмотрим какой-нибудь фильм, сериал, поплачем над этим всем - лишь бы не с Богом быть. Ну вот, подходит время поста. А в пост Господь всем нам даст испытания. Испытания Он эти даст не для того, чтобы помучить нас, а чтобы обратить нас вновь к Себе. Вот в той стране, как мы в Евангелии слышали, где жил блудный сын, начался голод. Вот такой же голод будет везде, кроме обитающих с Богом. Чем мы дальше от Бога - тем нам будет больнее и тяжелее во время поста, чем мы ближе к Богу - тем постом нам будет легче. Почему, как только наступает Великий пост, начинаются испытания? Да потому, что без Бога прожить это время нельзя. Это особое время - время, когда человек должен пересмотреть всю свою жизнь. Это время, когда Господь дает возможность исправиться и покаяться каждому из нас. Вот воспользуемся этим - спасемся. Не воспользуемся - погибнем или так и будем ворами, которые будут по кусочку урывать Божию благодать. Но ведь рано или поздно это может закончиться, может наступить момент, что мы уже не сможем покаяться. Вот знаете, есть преступники - наверное, кто-то из вас знает таких преступников. Эти преступники живут среди нас. Это люди, которые не могут раскаяться в своих грехах. Многие говорят: «Да, я вот сделала аборт - а у меня не было выбора». То есть, человек убил своего ребенка - одного, двоих, троих, пятерых, сотню. Разве делают сто абортов? Делают. Ставят спирать и вот практически ежемесячно аборт - можно сотню своих детей убить, можно больше - но нет покаяния в этом. То есть, мы готовы осудить Гитлера. Сталина, любого какого-нибудь политического преступника - а то, что своих детей убиваем, не можем в этом покаяться. И вот есть люди, которые уже не могут покаяться в таких грехах, вот уже полное окаменение - вот человек уже стал преступником, который не может раскаяться. Дай Бог покаяния всем нам - но не будем осуждать того, кто, вне Христа живя, вне Бога не может покаяться в своих грехах. Потому что, если мы внимательно посмотрим в свои души, мы заметим - и там есть такие же грехи, в которых мы никак не можем раскаяться. Мы даже не можем порой осознать, что это грех. Задумаемся и постараемся это исправить. Накануне Великого поста постараемся все-таки честно поступить, как честно поступил блудный сын. Ведь блудный сын поступил наиболее правильно. Он, когда стал нуждаться, он пошел и стал проситься - возьми меня слугой, возьми меня наемным работником - обратился к отцу. Это мы с вами хитрые - мы знаем, что будет, если мы обратимся: «Господи, прими нас как рабов своих» - мы знаем, что Господь нас примет как детей своих, причастит, Господь дарует нам Свою благодать. Мы-то знаем - но он-то не знал, он шел с чистым сердцем, желая быть наемным работником. А мы уж не известно, хотим быть наемными работниками или нет. Мы-то ведь порой сами не знаем, чего мы хотим Мы единственное, чего хотим - это покоя и уюта, чтобы в нашем сердце было тихо и спокойно. Но тихо и спокойно может быть только в двух местах. Тихо и спокойно в болоте, которое затягивает всех - и опять тихо и спокойно; и тихо и спокойно трупу - вот ему тихо и спокойно, ему уже все равно, что с ним делают, он уже покойник. Вот если наши души умрут, тогда нам станет тихо и спокойно. Вот если мы уже перестанем быть христианами - значит, в нашей душе наступит тишь и покой. А пока мы живы - мы должны идти вслед за Христом, а идти вслед за Христом, Господь говорил, можно только неся свой крест, а это значит - обиды, оскорбления, тяготы не только свои, а тяготы своих соседей, своих близких, всех тех, кому мы можем помочь - мы должны им помочь. И тогда мы сможем честно стать хотя бы немого ближе к Богу. А чтобы еще ближе быть к Богу, нам нужно покаяться в своих грехах. Как блудный сын покаялся и пришел к отцу, так и мы должны покаяться и прийти к Богу. И ведь опять же, вспомните, второй сын как говорит, что он постоянно трудился в доме отца - так и мы придем и должны помнить: да, пришло время покаяния. Мы покаялись, Господь даровал нам Свою благодать – это тот пир, где тельца упитанного закололи – даровал Свою благодать, а дальше, наутро, блудный сын встал и пошел трудиться, трудиться в доме отца. Так и мы должны осознавать, что после покаяния, после причащения дальше предстоит нам труд - труд ежедневный, борьба с искушениями, помощь ближнему - и молитва, молитва и молитва. Не только утренние и вечерние молитвы, но молитвы в течение дня, Иисусова молитва, можно «Отче наш» много раз читать, Богородицу просить: «Господи, помилуй», «Пресвятая Богородица, заступить перед Сыном Своим»,

ко всем святым молиться, своим святым покровителям, в честь которых нас крестили, нужно молиться и просить чтобы они помогли нам, избавили нас от страстей, очистили нас своими молитвами. И так и будем молиться друг за друга, будем молиться о тех, кто нуждается в нашей молитве. Будем молиться о том, просить, чтобы Господь принял наши молитвы, будем просить святых, чтобы их молитвы также неустанно возносились о нас - грешных и недостойных и блудных чадах Отца нашего небесного. Аминь.


Tags: аудио буквами, о блуднем, проповедь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments