Просили как-то оформить мысли из одного диалога. Сейчас попробую.
Настоятель, как старший пресвитер, должен всю свою жизнь посвятить тому, чтобы быть старшим братом, отцом своей пастве, а не администратором и, тем более, не «духовным администратором». Только тогда возможна жизнь в общине, как в семье, а не как в офисе с «боссом». Когда священник не как тайносовершитель, прежде всего (Тайносовершитель у нас Один), а как наставник будет относится к братьям и сестрам (так у нас принято обращаться, а не «дети и внуки»), тогда, может, что-то и начнет меняться. Не будет этого, тогда – крах!
Что же делать в столь неоднородных общинах? Можно долго притираться друг к другу, очень полезно для спасения. А можно просто объединяться вокруг священника и вокруг друг друга (мысли необычные – объединиться да еще друг вокруг другого, но именно так я вижу сейчас Единое Тело Христово) по склонностям. Создать приходы разной направленности, для начинающих воцерковляться, для молодежи, традиционные приходы, может какие общины, живущие близко к монашескому уставу. Тогда у человека, пришедшего на «свой» приход, будет смысл не только в молитве и участии в таинствах (что немаловажно, может даже первостепенно важно), но и ОБЩАЯ молитва и ОБЩЕЕ дело. Какое – всем, думаю, понятно.
Самая сложная работа сейчас в молодежных и миссионерских отделах. И беда в том, что очень редко в этих отделах на руководящих должностях находятся люди, пришедшие туда по призванию. Есть, конечно, такие, но ведь, согласитесь, немного? Или мне так кажется? Если бы найти этих самоотверженных героев, которые душу положат за братьев своих младших, тогда и работа пойдет быстрее. Куда же нынешних начальников отделов деть? Так ведь работы в епархии много – можно направить в другой отдел, там, где нет такой трудности – работать с молодежью. Это ведь великий труд, нужно к этому призвание, не у всех оно есть, допустим, у меня – нет совсем.
Comments
Нет. Объединиться можно только вокруг общей заботы, вокруг социально-значимой деятельности. Все остальное - чаепития на тему "иконки, батюшки и люли-люли", совершенно бесперспективное занятие. А уж молодежь тем более можно поднять только на это - на защиту, на помощь, на созидание. Предлагают же один трындеж у самовара.
, но старшее поколение можно объединить и вокруг сотериологически-значимой, а не только социально-значимой деятельности, имхо.
Не вижу механизма реализации такой совместной деятельности. Даже литургия сегодня с очень большой натяжкой может быть названа общим делом. Но это как раз преодолимо, здесь требуется только грамотная катехизация. Опять имхо.
Механизм простой - прихожане собираются по общности образа жизни и интересам. Но не обязательно по интересам социальным.
все это нам предстоит еще увидеть... или не увидеть, как Бог даст, а мы - возьмем.
У меня есть примеры таких общин, жаль, далеко мы живем друг от друга.
Собственно, в Москве так уже сейчас и происходит: есть приходы миссионерской направленности, есть занимающиеся делами милосердия и т.п. В других крупных городах, наверное, так же. Но как быть в глубинке, где у человека, как правило, нет выбора, в какой приход ему идти?
И потом, ведь превращение прихода в своеобразный "клуб по интересам" таит в себе опасность своего рода сектантства - у членов такой общины может сложиться ощущение, что вот только наша группка единомышленников - это "настоящее" православие, а в других храмах - сплошное обрядоверие, обновленчество, теплохладность - нужное подчеркнуть. Наиболее яркий пример такого перекоса - община отца Георгия Кочеткова, в которой вполне открыто заявляют о "истинных" и "не-истинных" членах Церкви.