?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Причастница

История это случилась в далекие теперь уже 80-е годы прошлого века. Был я тогда безусым юнцом, алтарником или, как называли тогда, пономарем одного городского прихода. Настоятелем был иерей Александр, молодой священник, а вторым священником – иерей Петр*.

Протоиерей Андрей Ефанов

Сейчас этого батюшку непременно обвиняли бы в модернизме, да и он, вероятнее всего, был бы очень прогрессивным священнослужителем. Хорошее образование, прекрасное знание греческого и латыни батюшка Петр никогда не скрывал, поэтому мог вести богослужение попеременно на трех языках. Да и за столом цитировал Писание и святых отцов безошибочно и не краткими высказываниями, но пространными отрывками.

Вообще, и настоятель, и второй священник отличались образованностью, умом, способностью логически мыслить и доказывать свои убеждения. Очень хороший приход, очень добрые и интересные пастыри.

Было это на святках. Возбужденный отец Петр заскочил в алтарь и с немалым удивлением воскликнул: «Чудит отец Спиридон, на святки своих монашек причащаться благословляет!»


Все мы: пожилой старший пономарь, настоятель и я – повернулись к отцу Петру с неподдельным интересом.

Речь шла, конечно, о пожилом заштатном иеромонахе Спиридоне и его постриженицах. Отец Спиридон долгое время по болезни находился за штатом, но его окружали многочисленные почитательницы и духовные чада, в основном – пожилые старушки в черных одеждах. Было известно, что многие из них пострижены отцом Спиридоном в монашество, но монашество было тайным, имен пострижениц мы не знали, разве что на исповеди, может быть, и называли они свои монашеские имена.

Так как своего храма у отца Спиридона не было, то и многочисленные чада его по праздничным и воскресным дням посещали окрестные приходы, там же исповедовались у местных священников и причащались. Стояли они всегда тихо, ни с кем за богослужением не разговаривали (разговоры на службе — частое явление не только в Малороссии, но и в других местах), после службы обычно собирались все вместе и неприметно уходили из храма, кто к себе домой, кто к батюшке, если в этот день их ждало какое-то послушание.

И вот одна из чад иеромонаха Спиридона вызвала такую бурную реакцию отца Петра!

Не знаю, как в других местах необъятной страны обстояли дела, но у нас на святки, на Светлую седмицу и в другие сплошные седмицы, когда пост отменяется, причастников не было совсем. Это сейчас многие рассуждают о частоте причащения мирян, а некоторые и практикуют частое причащение. А тогда у нас было заведено, что прихожане причащаются один раз в малые посты, два раза – Великим постом, ну и на День Ангела. Очень редко кто брал на себя «подвиг» причащения чаще: два раза в обычный пост и три – в Великий. Такие либо вызывали всеобщее уважение  — как подвижники, либо всеобщее же осуждение -  как находящиеся в духовной прелести. Но и они даже не помыслили бы о том, чтобы причащаться на сплошные седмицы. Священники даже не выходили на исповедь в эти дни. И тут такое событие!

Я, как молодой и, разумеется, любопытный, выглянул в диаконские врата и увидел Марию, совсем еще не старую женщину лет 60. Как и положено, она была одета в черную кофту и юбку, признаком праздничного настроения был покрывающий ее голову голубой платочек. Она была явно расстроена, хотя и не слишком удивлена произошедшим. А отец Петр продолжал восклицать в алтаре, распекая и отсутствующего отца  в нарушении канонов Церкви, и его малообразованных почитательниц, ничего не понимающих в церковном уставе.

Фото: Santi, orthphoto.net

Фото: Santi, orthphoto.net

А мне стало очень жалко Марию, вероятно, тайную монахиню, праздничное настроение которой было испорчено не столько отказом, сколько нелестной характеристикой в адрес любимого духовника, которую ей, скорее всего, пришлось услышать. Отвечать в защиту своего батюшки Мария не могла. То ли ей было это запрещено, то ли она сама понимала бесплодность возражений, но она молчала, и было видно, что расстройство она пытается погасить усердной молитвой.

Для меня это было замечательным, хотя и болезненным уроком. Я понял, что обидеть человека в самом дорогом для него очень и очень страшно.

Прошли годы, вопрос частоты причащения обсуждается на многочисленных собраниях духовенства и интернет-форумах. Мнения разнятся, да и я сам стремлюсь к тому, чтобы мои прихожане и духовные чада причащались так часто, как это допустимо в их духовном состоянии. Вряд ли мои бывшие настоятель и второй священник столь же консервативны, как прежде.

А у меня до сих пор перед глазами лицо Марии, которая в своем молитвенном безмолвии подала пример смирения и рассудительности. И боль ее, раненной грубым обращением души, научила меня уважать даже тех, чьи поступки мне кажутся совершенно неправильными. Потому как могут пройти годы, и неправым окажусь именно я.

Но, даже если я и прав, то никакая правота не станет благом, если преподносится она собеседнику с надменностью и грубостью, особенно, если человек не может ответить тебе в силу многоразличных причин.

протоиерей Андрей Ефанов

* Некоторые имена изменены, так как эти люди до сих пор живы и нелестная характеристика тех или иных их поступков никак не отражает их личности в целом.


http://www.pravmir.ru/prichastnica/

Comments

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
pag7
13 янв, 2012 07:24 (UTC)
истинно так , отче!
miropia
13 янв, 2012 07:46 (UTC)
Спасибо, батюшка, очень хороший рассказ.
anguema
13 янв, 2012 08:38 (UTC)
Хороший рассказ.
Однако.
Заштатный "духовный старец" Спиридон тайно постриг духовных чад в монашество. Зачем он это сделал? И имел ли право? Место монаха-в монастыре, а это- просто прельщённые мирянки, играющие в ролевые игры "простите-благословите".
detpixto
13 янв, 2012 08:45 (UTC)
Re: Хороший рассказ.
забываете:
в то время какие монастыри?
откуда?
afanasii1
13 янв, 2012 08:45 (UTC)
Однако.
"Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа".
yu_mon
13 янв, 2012 08:41 (UTC)
Да, всё так! Спасибо!:)
(Удалённый комментарий)
chudo_iva
13 янв, 2012 09:38 (UTC)
Писание говорит нам, что Господь пошлет Утешителя, Святаго Духа, который наставит на всякую истину. Настляемый Духом ап. Павел говорит, что причащающийся недостойно причащается смерти. И Церковь, наставляемая Духом Святым, применительно ко времени и духовному устроению дает советы по вопросу Причастия.
chudo_iva
13 янв, 2012 09:40 (UTC)
Твердая аргументация возможна у протестантов. В Православии практикуется индивидуальный подход.
rybka
13 янв, 2012 09:57 (UTC)
9-е апостольское правило :о) прочитайте .
(Удалённый комментарий)
rybka
13 янв, 2012 10:36 (UTC)
Общение христиан в первые времена церкви выражалось главным образом в общем участии всех верных в трапезе Господней (1 кор.10,16,17)и в единодушном пребывании всех в храме (Деян.Ап.2,46,20,7).(с)епископ Никодим Далматинско- Истрийский .

А доискиватся ,что же за такое таинсво Евхаристие ..чтоб мы не пошли по пути католиков :когда спускается Святой Дух в чашу ?


Лично для меня -это экзамен и последующая жёсткая работа над собой
(Удалённый комментарий)
rybka
13 янв, 2012 10:48 (UTC)
Епископ Никодим упоминает ,в комментарии к 9-му правилу,канонистов .что за канонисты ,я не вем ибо в книге не даны на них ссылки .может есть смысл покопатся в инете в их поисках ?
(Удалённый комментарий)
rybka
13 янв, 2012 11:04 (UTC)
тогда есть смысл послушать отца Даниила Сысоева .кстати он выступал за частое Причастие руководствуясь св.отцами .
(Удалённый комментарий)
rybka
13 янв, 2012 11:08 (UTC)
традиция не канон , значит не подлежит обязательному исполнению ..а то всякие такие традиции бывают ,что хоть святых выноси
(Удалённый комментарий)
rybka
13 янв, 2012 11:35 (UTC)
:о))) я уже его читала .

у нас немного иначе : частое причастие ,но без поста и исповедь раз в месяц-два + обязательно правило для хотящих приступать к причастию ,но без вычитки канонов (каноны и пост оставляются тем ,кто редко причащается )и в субботу перед причастием до 6 вечера можно вкушать скоромное ,но желательно без мяса.

лично я за частое причастие :о)
(Удалённый комментарий)
rybka
13 янв, 2012 10:41 (UTC)
а Евангелия уже мало ?
hristina_l
13 янв, 2012 09:01 (UTC)
Очень хороший рассказ.
asha_sashin
13 янв, 2012 09:37 (UTC)
Спасибо, отче!
rybka
13 янв, 2012 09:59 (UTC)
честно сказать не знаю как бы себя повела ибо для меня это весьма и весьма дорого,но боюсь не так как матушка из Вашего рассказа
lucretia_cassia
13 янв, 2012 10:28 (UTC)
Спасибо вам большое за этот рассказ, батюшка.
Всегда бы об этом помнить...
francis_sean
13 янв, 2012 16:25 (UTC)
Спасибо!
voytkov
13 янв, 2012 19:26 (UTC)
а что еще Марии оставалось. Хорошо когда человек имеет такое смирение
( 21 комментарий — Оставить комментарий )

Latest Month

Январь 2023
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Комментарии

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner