archpriest Andrey (chudo_iva) wrote,
archpriest Andrey
chudo_iva

Не помазанник!

Пишет http://rev-agafangelos.livejournal.com/
"...как сегодня считается доказанным, обряд венчания на царство Ивана IV в 1547 г. происходил без чина помазания. Упоминание о помазании отсутствует в ранней, Краткой или Летописной редакции Чина венчания на царство 1547 г. Оно появляется только в Формулярной редакции, некоторые ученые связывают составление Пространной (Формулярной) редакции Чина, отражавшей «идеальную», а не реальную модель венчания Грозного, со второй половиной 1550-х гг. ..Создание Формулярной редакции, в которую было включено помазание царя, ставило своей целью, как уже говорилось, «подкорректировать» историю воцарения Ивана IV с целью укрепления его царского статуса.
..В связи с этим возникает вопрос: был ли Иван Грозный помазан на царство? Если да, то когда, и почему этот акт был сохранен в тайне? ..С.О. Шмидт считал, что после покорения в 1552 г. Казани после возвращения войска во время московских празднеств состоялось как бы второе венчание («пременение царской одежды») Ивана IV уже как царя, доказавшего свой царский статус лаврами покорителя Казанского царства4 – и вот тут-то, возможно, и свершился обряд помазания..

...интересную, хотя и неожиданную гипотезу предложил английский историк С. Богатырев, выступая в декабре 2006 г. на конференции «Репрезентация власти в посольском церемониале и дипломатический диалог в ХV – первой трети ХVIII века» в Московском Кремле. Ученый считает, что убрать таинство миропомазания из чина мог только один человек – митрополит Макарий. И это было сделано совершенно сознательно: не дать новоявленному царю обрести сакральный статус с помощью второго в жизни миропомазания, не дать царству подняться к уровню священства. Во второй половине 1550-х гг. влияние митрополита слабнет, начинается охлаждение отношений между ним и царем (что, действительно, отмечают многие историки). И как символ своего высвобождения из-под власти священства Иван Грозный и организует идеологическую кампанию, цель которой – повышение его сакрального статуса. Царь утверждает, что миропомазание в 1547 г. свершилось. Для этого во второй половине 1550-х гг. создается Формулярная редакция Чина венчания 1547 г., в которую задним числом вписано миропомазание. Для этого в 1557 г. в Константинополь посылается делегация для получения грамоты, утверждающей царское венчание, от вселенского константинопольского патриарха (который гораздо выше рангом в церковной иерархии, чем московский митрополит Макарий).
С. Богатырев в своем докладе привел еще одно любопытное наблюдение-доказательство: на известной иконе «Церковь воинствующая» Царь изображен с белым полотенцем в руке. Это, несомненно, «плат», упоминаемый в Формулярной редакции, который выдавался царю на несколько дней для «утирания» как раз после обряда миропомазания – чтобы не смыть святость Таинства. В таком случае, традиционная датировка иконы началом 1550-х гг. неверна. Богатырев относит ее ко второй половине 1550-х гг. и связывает с вышеупомянутой идеологической кампанией по утверждению у прихожан мысли о помазании Ивана Грозного в 1547 г. Правда, по устному замечанию В. Д. Назарова, последние изыскания искусствоведов датируют эту икону 1530-ми годами, и тогда вообще все запутывается еще больше.
Однако казус с иконой «Благословенно воинство» не отменяет факта существования идеологической кампании по моделированию, если можно так выразиться, исторического события – помазания Ивана Грозного в 1547 г. В приписках к Царственной книге (1570-е гг., некоторые ученые считают их автором самого Ивана Грозного) в статье 1547 г. появляется приписка о необходимости вставить в Летописную редакцию Чина венчания 1547 г. упоминания о помазании6. Кампания к 1580-м гг. стала давать свои плоды. Даже Курбский в «Истории о великом князе московском» (начало 1580-х гг.) называет царя «помазанцем Божиим»7. Упоминание о помазании появляется в «Казанской истории», протограф которой относят к 1580-м гг.8, и затем перекочевывает в летописи ХVII века. Благодаря обращению к ним отечественных историков нового времени тезис о реальности помазания Ивана Грозного на царство в 1547 г. на долгое время стал общим местом в исторических трудах.
...Иван Грозный нигде и никогда не называл сам себя помазанником Божьим. Так его называли и считали другие..".

А.И. Филюшкин (СпБГУ)
http://rev-agafangelos.livejournal.com/219845.html?view=5077189

Великолепный аргумент, благодарен батюшке, мне это очень пригодится.
Tags: Иван IV, не помазанник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments