archpriest Andrey (chudo_iva) wrote,
archpriest Andrey
chudo_iva

Мой комментарий

Пока еще не опубликованный (а может, и не пройдет модерацию) комментарий к Проект документа «О христианском погребении усопших» http://www.bogoslov.ru/text/3480929.html и http://mpr.livejournal.com/20574.html#t539486

В современном чине отпевания на каноне почивший 5 раз именуется "верным рабом". Несомненно, подобное наименование применимо исключительно к тому христианину, который вел воцерковленную жизнь. Для совершения погребения тех людей, которые были христианами лишь по факту крещения или же посещали храм изредка, не приступая к таинствам Церкви, необходимо, по моему скромному мнению, другой чин погребения, составленный, например, по подобию Чина погребения неправославного усопшего из 3 части Требника с добавлением тех заупокойных прошений, которые уместны по отношению к человеку, жившему в разрыве с Церковью. Иначе священнослужитель, совершающий отпевание, невольно лжет Богу. Было бы, как мне кажется, полезно не именовать этот чин "отпеванием", так как данному термину придается в народе особое мистическое значение и для многих неважно, по какому чину "отпели", лишь бы "отпели".
Несомненно важно определение о самоубийцах. Допуская молитвенное утешение для родственников, важно обозначить тот факт, что Церковь не молится о самих самоубийцах даже в Родительские субботы, однако келейная молитва о таковых несчастных со стороны родственников приветствуется.
Несомненно, что последний пункт важен. Именно поэтому стоит рекомендовать настаивать на участии родственников даже в заочном отпевании и стремиться к тому, чтобы отпевания без присутствия родственников становились исключительной практикой, не допустимой без благословения архиерея или же по согласованию с благочинным, но с обязательным затем отчетом архиерею о причинах совершения подобного отпевания. Но не стоит предавать и излишне большого значения этому. Да, иногда случается, что кто-то и обращается к Богу именно на отпевании близкого ему человека, но подобные случаи довольно редки, а вот отпевание всех подряд, без учета их реальной жизни в Церкви настолько профанирует обряд, что многие рассуждают так: "Как бы ни жил, а все равно меня отпоют". Так как отпеванию придается исключительное значение, вреда от поголовного отпевания невоцерковленных, как мне кажется, больше, нежели пользы. Другое дело, если бы на просьбу отпеть невоцерковленного отвечали: отпевать человека, который жил вне Церкви, нельзя, но давайте мы вместе помолимся об усопшем, прося у Господа о прощении его грехов".
Tags: Межсоборное присутствие, портал Богослов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments