archpriest Andrey (chudo_iva) wrote,
archpriest Andrey
chudo_iva

Category:

Практика предкрещальной и предвенчальной катехизации (доклад)

Практика предкрещальной и предвенчальной катехизации и ее плоды на примере Родниковского благочиния Кинешемской епархии (доклад на I Епархиальных Рождественских образовательных чтениях Кинешемской епархии)

Уже несколько лет в Русской Православной Церкви является обязательной практика совершения катехизации желающих приступить к таинству Святого Крещения. В случае, если Крещение планируется совершить над младенцем, катехизация обязательна для желающих стать восприемниками крещаемого, если они не являются воцерковленными христианами.
В Родниковском благочинии данная практика получила широкое распространение. Практически на всех приходах катехизация проходит в виде двух или трех бесед по утвержденной Священным Синодом концепции, представленной СОРОиК. Исключение составляют лишь те случаи, когда с просьбой о совершении крещения обращаются лица, проживающие в отдалении от храма и не имеющие возможности посетить храм в необходимом для проведения полной катехизации объеме. В таких исключительных случаях настоятелем храма принимается решение либо организовать катехизацию на базе Православного Просветительского Центра во имя преподобного Сергия Радонежского г.Родники либо он сам проводит беседы, сообразуясь с ситуацией (совмещает несколько бесед в одну либо сам выезжает на место проживания готовящихся к Крещению).
В Просветительском центре катехизацию проводит катехизатор благочиния, получающий специализированное образование на базе двухгодичных катехизаторских курсов Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии. На практике, катехизация начинается с момента обращения человека, желающего принять Святое Крещение, либо родителей или воспреемников младенцев к служащим храма с просьбой о записи на Крещение. Служащие поясняют необходимые требования к к крещаемым и воспреемникам, сообщают, что Святое Крещение – не просто «запись в Царство Небесное», но начало трудного духовного пути.
Далее, служащие выдают пришедшим приглашение на катехизационные беседы, где указаны место и время их проведения. Следующий шаг – обращающимся дается для домашнего просмотра диск с видеофильмами «Таинство Крещения» протоиерея Артемия Владимирова и «Крещение» из сборника «Азбука христианина».
В назначенное время взрослые крещаемые, родители, воспреемники приходят в Просветительский Центр для катехизационных бесед.
Катехизатор, в ходе предварительного общения, выясняет степень подготовки катехуменов. Далее следуют, собственно беседы по трем основным темам: «Бог. Церковь. Человек», «Символ веры», «10 Заповедей». Дополнительно для воспреемников разъясняются обязанности крестных родителей по духовному воспитанию крестников.
Беседы строятся в виде вопросов-ответов и разъяснений, что помогает установлению контакта, живому общению и заинтересованности слушателей. При установленной длительности беседы по одной теме в один час и одной беседе в день, зачастую приходится, по занятости катехизаторов, соединять беседы в единый блок. В таком случае они длятся до трех часов.
Для самостоятельной домашней работы слушателям предлагается чтение и разучивание основных молитв.
Кроме этого, катехизаторами предлагается перед совершением Таинства Крещения приступить к Таинству Исповеди.
На протяжении всего времени бесед подчеркивается, что человек должен стать не формальным членом Церкви, а осознать и принять церковную общину как свою семью, пребывать с ней в Евхаристическом общении, участвовать в её жизни активно и заинтересованно.
При необходимости (в том случае, если Крещение будет совершаться в другом благочинии или епархии), слушателям, по прохождении катехизации выдается «катехизационный лист», в котором указывается, где и по каким темам предъявитель прошел курс катехизации. Лист снабжается необходимыми подписями и приходской печатью.

Предкрещальная катехизация не сразу стала приносить свои плоды. Первые годы даже среди приходящих пройти катехизацию очень редко были те, которые впоследствии стали активными прихожанами. Однако со временем ситуация изменилась к лучшему и теперь около половины тех, кто прошел катехизацию, в дальнейшем посещают храм достаточно активно, от ежемесячного посещения храма до отдельных случаев, когда крестившиеся посещают храм за каждым богослужением. Это здоровые плоды катехизации можно признать успешными и далее рекомендовать их к распространению на всех приходах епархии, где пока еще катехизация не проводится.
Отдельно стоит упомянуть предвенчальную катехизацию. Желающие приступить к венчанию, если они не являются воцерковленными верующими, также проходят катехизацию, в дополнение с ними проводится беседа о таинстве Брака, о важности хранения святости семейных уз и воспитания детей в вере и благочестии. Данная практика тоже хорошо зарекомендовала себя и служит еще одним путем, которым получается приводить людей в Церковь.
В своей работе по проведению катехизации благочинный имеет сношения с руководителями Миссионерского и Молодежного отделов епархии, советуясь, как правильно подходить к вопросу проведения катехизации в тех или иных случаях.

Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского благочиня, С.Пухов, катехизатор Родниковского благочиния.
Tags: благочиние, катехизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments